МБДОУ Детский сад № 31 Теремок г. Гуково, заведующий Гончаренко Ольга Павловна
|
Сказкотерапия для работы с детьми, имеющими психическое и речевое развитие.
Любой родитель, растящий детей, желает им благополучия, здоровья, успеха и счастья. Но что делать, если ребенок родился особенным и с ранних лет по тем или иным причинам демонстрирует отставание в физическом, психическом и даже речевом развитии? Что делать, что он при этом сталкивается со сложностями при усвоении развивающих материалов, при общении с окружающим миром и людьми в этом мире? Специально для таких ребят в нашем садике и созданы группы, направленность которой – компенсирующая: эта группы функционирует для ребят, столкнувшихся с задержками в психическом и речевом развитии . Сотрудники нашего детсада применяют на практике различные прогрессивные техники и методы, задача которых – коррекция всевозможных психических и речевых нарушений, с которыми сталкиваются воспитанники. Яркий пример одного из таких методов – сказкотерапия. В обучении ребят в нашем саду она занимает особое место. Почему? Каждая из сказок несет глубокий нравственный и моральный посыл, имеет поучающую направленность. Именно посредством сказок дети получают возможность познавать мир, учатся понимать и принимать добро и зло, разграничивать их. Театрализовать сказку в детском саду – не просто приятная игра для детей, это достаточно продуктивное средство коррекции и развития. Взаимодействуя с различными персонажами, проникаясь их сутью, дети начинают учиться чувствовать диалоги, слушать и принимать мнения окружающих. В процессе театрализованной деятельности дети также обогащают собственные эмоции, переживая за героев, сочувствуя им. Именно такая деятельность – метод, позволяющий раскрыть внутренний мир ребят, снять с них груз «закрытости», раскрепостить их. Отсюда ясно, что метод благоприятно сказывается на развитии и устойчивости эмоционально-волевой сферы. Принимая участие в театрализованной деятельности, абсолютно все без исключения дети получают способности контролировать собственные эмоции, регулировать поведенческие реакции, а также учитывать особенности того или иного действия. К примеру, отрабатывая диалоги, дети расширяют собственный словарь, совершенствуют навыки произношение звуков, букв и целых фраз, работают над интонацией и выразительностью. На этом же этапе ребята обретают навыки выстраивания диалогов и их практического применения. Отсюда понятно, что именно театрализованная деятельность – эффективный метод, дающий возможность комплексного решения множества проблем и задач, стоящих перед процессом развития детей с ОВЗ Ребята учатся запоминать тексты собственных ролей, действия, начинают осознавать, что, когда и как им нужно делать. Еще в процессе театрализованной деятельности ребята сталкиваются с необходимостью решения различных задач, что толкает их на поиски оптимальных вариантов действий. Есть нюанс: чтобы дошкольник проявил себя, важно насыщение его опыта яркими впечатлениями, знаниями и умениями. В этих целях сотрудниками нашего сада применяются следующие подходы: 1. Обогащение впечатлениями через чтение и обсуждение книг. В рамках подхода применяются беседы, экскурсии, рассмотрение и обсуждение иллюстраций из сказок, прослушивание аудио, просмотр видеофильмов и др. 2. Развитие сценических навыков через игровую деятельность. В рамках этого подхода применяются не только игры, но и загадки, пантомимы, задача которых – развитие мимики, навыков драматизации. Также активно для развития сценических навыков используются методы коллективного пения, ритмических движений, артикуляция и т. п. Образовательно-воспитательная среда – важный фактор, влияющий на развитие личности ребят. Именно она становится своего рода источником опыта и знаний. В нашем детском саду создана особая развивающая среда: оборудован специальный переносной театральный уголок, где есть ширмы и необходимые декорации, оформлены различные театры и костюмы. Ко всему прочему, есть все условия для экспериментирования и моделирования. Отметим одну особенность: у ребят с ОВЗ доминирующим является наглядно-действенный образ мышления. По данной причине коллективная работа с привлечением всех ребят и воспитателей-педагогов – крайне важно. Нами была выделена особая проблема – проблема передачи ребятами обобщенных эмоциональных состояний образов. Чтобы решить ее, мы и прибегаем к коллективной деятельности детей и сотрудников, проводим игры и другие коллективные мероприятия. Такая планомерная деятельность позволяет развить эмоциональную сферу личности ребят: они учатся сочувствию, сопереживанию, обретают способность распознавать эмоциональные состояния окружающих, руководствуясь мимикой, интонацией, жестами. Вывод напрашивается сам: сказкотерапия- уникальный инструмент не только воспитательной, но и образовательной работы с ребятами. Она позволяет решать множество задач, касающихся развития и коррекции речевых и психических нарушений. Значимость метода заключается в том, что он развивает личность ребенка, его склонности к творчеству. Да, это непросто и порой крайне трудно, но внимание, любовь и уважение к ребятам помогают воспитателям-педагогам справиться со всеми, даже самыми сложными задачами. Л. С. Выготский полагал, что основное правило успешного детского творчества – принятие ценности не результата, а факта упражнения, творения и воплощения фигур и предметов собственного воображения детей 1 октября 2020 в 20:07
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.