МБДОУ Детский сад № 31 Теремок г. Гуково, заведующий Гончаренко Ольга Павловна

Предметно-развивающая среда в МБДОУ детский сад №31 "Теремок"

Одним из важнейших условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы.

Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности. Если в группе окажется мальчиков больше, чем девочек, - среда должна быть иной, чем там где девочек больше.

 Особенности среды во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это найдет отражение в обстановке. Другой педагог предпочитает уделять внимание изобразительной деятельности – это также будет заметно в созданной среде.

Таким образом, нет жестких, детализированных требований к построению среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы, состав детей, педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем, можно выделить наиболее общие положения (требования) при создании развивающей среды в дошкольных учреждениях, основанные на современных подходах к образованию.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

fddef79e9fde4252cdde9c6e652f349f.jpg

1.                В каждой возрастной группе нашего детского сада созданы  условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной).

2.Организация и размещение предметов развивающей среды отвечают возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребенка дошкольного

3. У каждого     возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организована  так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для групп определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Например, для детей третьего года жизни  свободное, достаточно большое пространство, где удовлетворены потребности в активном движении: катании, игры с крупными двигателями. В группе четырехлетних развернутый центр сюжетно-ролевых игр с большим количеством атрибутов. У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего мира в укромных уголках. Поэтому дети пятого года жизни с удовольствием играют и строят уютные домики и другие сооружения, рассчитанные на игру 2 – 3 человек. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, оборудование размещено так, чтобы было удобно организовывать совместную деятельность.

70cc5e70ba870b06292df11ddc09ba79.jpgbaf2b4cea13bfe8512afc6da94c77db4.jpg

4.                Динамичность – статичность среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца предметы в предметно-развивающей среде заменяем, переставляем оборудование. В группе имеется  «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих интересов.

ab04cb51a3691a311f0041af333240e1.jpgc71c83c92c6c36db15f7dc5867a2d971.jpg

5.Функциональность предметов развивающей среды. В обстановке группы находятся только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию.

80cc03bb6217dc2a0608ea12a283e859.jpg

6.                Среда должна в группах наполнена развивающим содержанием, соответствующим:

- интересам мальчиков и девочек. Например, для старшего дошкольного возраста в центре ручного труда и конструирования размещены образцы изготовления различной техники (мальчикам), сумочки, куклы с гардеробом вещей, предметы быта (девочкам);

- «зоне ближайшего развития». В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, включено приблизительно 15 % материалов, ориентированных на более старший возраст.

7. Во всех возрастных группах есть уютное место для отдыха. Это подиумы с мягкими подушками, легкие воздушные беседки из прозрачной ткани, мягкая мебель в тихой зоне возле цветов, аквариумов.

4b6cb1326cf3b27e3b144577839cc120.jpg15157a3d6184ca6f0492fbdfd704aeba.jpg

4e873b734e9774c91eae1858169be76d.jpg

5192ca1b99b11fbad493fa41ec19c941.jpg

1cef14bec563ba579b1bd4093deca419.jpg

af74fde94d2c73aa81ca42317798bbcf.jpg

a365de43692d62705e4ea38eac201478.jpgd175f743966b6d0215293d52f9301420.jpg

dae2834596964ef421e0b9cb60736f6f.jpg

17 декабря 2012 в 19:18